Главная arrow Рецензии arrow Разоблачение / Disclosure - 1994 - рецензия №2

Разоблачение / Disclosure - 1994 - рецензия №2

Об этом фильме, созданном по очередному бестселлеру Майкла Крайтона, заранее было известно, что он развивает традицию мелодраматических триллеров с элементами эротики, начатую ещё в 1987 году картиной "Роковое влечение". Не удивительно, что актёр Майкл Дуглас, сыгравший ещё и в "Основном инстинкте" жертву сексуальных притязаний роковой женщины, должен был вновь предстать на экране в качестве объекта эротических домогательств со стороны молодой и красивой вице-президентши фирмы.
Но модная сюжетная начинка (Том Сэндерс когда-то в юности предавался неконтролируемым игрищам с Мередит Джонсон и меньше всего ожидал увидеть именно её в роли своей новой начальницы, тем более что сам мечтал занять престижный пост после многих лет верной службы) содержится в центральной части действия - своеобразного кинематографического пирога. А начальное и финальное обрамление ленты - это типичная производственная драма о борьбе "человека на своём месте" с "человеком со стороны" (если ради юмора воспользоваться названиями известных отечественных пьес о конфликтах на работе, где большинство людей проводит основную часть времени).
Однако даже business affair приобретает в "Разоблачении" острый и напряжённый характер не только из-за нешуточных страстей, необоримых инстинктов, которые дают о себе знать в извечной схватке мужского и женского начал. Мотив сексуальных приставаний начальников к подчинённым (тут он парадоксально вывернут наизнанку, так как жертвой выглядит мужчина, а не женщина) вроде бы отвечает требованиям political correctness, ныне чуть ли не обязательной для "искусства капиталистического реализма".
Но если вглядеться вглубь - даже воспользовавшись, подобно герою, методом виртуальной реальности для лучшего понимания происходящего в крупной компьютерной фирме накануне её слияния с другой компанией - можно обнаружить в фильме Левинсона тему беспощадной борьбы за власть. Как и в "Восходящем солнце" (тоже по роману Крайтона), жанр триллера является ложной приманкой. Название "Разоблачение" теряет криминально-сексуальный смысл и получает иное толкование - беспощадные битвы под ковром рано или поздно становятся явными. Тем не менее, финал может разочаровать любителей острых ощущений. Впрочем, для того, кто выиграл лишь на промежуточном финише, лихорадочная гонка за лидером на этом не заканчивается.
     
Автор: Сергей Кудрявцев